40 лет триумфу ŠKODA 130 RS на ралли Монте-Карло
Млада-Болеслав, 30 января 2017 года – ŠKODA отмечает 40-летие триумфа на перевале Коль де Турини: в январе 1977 года Вацлав Блахна (Václav Blahna) и Любислав Хлявка (Lubislav Hlávka) на ŠKODA 130 RS выиграли ралли Монте-Карло в категории автомобилей с двигателями объемом до 1300 см3.
Экипаж Милана Западло (Milan Zapadlo) и Йиржи Мотала (Jiří Motal) на таком же автомобиле финишировал на втором месте. Эти победы пилотов за рулем автомобилей-предшественников современной модели класса WRC 2 ŠKODA Fabia R5 вписали одну из самых ярких страниц в историю выступлений чешского бренда в автоспорте.
На ралли Монте-Карло 1977 года пилоты заводской команды ŠKODA завоевали первые два места в классе автомобилей с двигателями объемом до 1300 см3
«Восточный Porsche»: ŠKODA 130 RS стала одной из самых успешных раллийных моделей своего времени
105-летняя традиция: автомобили из Млада-Болеслава участвуют в легендарном ралли с 1912 года
Идеальный способ отметить юбилей: победа на ралли Монте-Карло спустя ровно 40 лет после триумфа ŠKODA 130 RS
«В 1970-х и 1980-х ŠKODA 130 RS добились невероятных результатов как в ралли, так и в шоссейно-кольцевых гонках, — делится Михал Храбанек (Michal Hrabánek), директор ŠKODA Motorsport. — Эти великие достижения мотивируют нас и сегодня. Нынешняя ŠKODA Fabia R5 продолжает успехи моделей ŠKODA Popular, ŠKODA 130 RS, ŠKODA Favorit и других».
«Автомобили из Млада-Болеслава участвуют в ралли Монте-Карло с 1912 года, — комментирует Андреа Фридлова (Andrea Frydlová), директор музея ŠKODA в Млада-Болеславе. — Модель ŠKODA 130 RS заложила основу блестящей репутации бренда ŠKODA в автоспорте. Создать раллийный автомобиль в условиях плановой экономики Чехословакии было непросто — но это в очередной раз демонстрирует невероятный профессионализм и целеустремленность инженеров и дизайнеров ŠKODA того времени».
В 1912 году Саша Коловрат-Краковский (Sascha Kolowrat-Krakowski) принял участие в ралли Монте-Карло за рулем автомобиля Laurin & Klement с откидным верхом. В 1936 году экипаж Пол/Хаусман (Pohl / Hausman) на родстере ŠKODA Popular занял в этой гонке второе место в классе автомобилей с двигателем объемом до 1500 см3. Помимо чешских пилотов награды за рулем автомобилей ŠKODA завоевывали гонщики из Финляндии, Норвегии и Германии. Так, в 1961 году частная скандинавская команда приняла участие в ралли Монте-Карло с автомобилем ŠKODA Octavia Touring Sport. Финский дуэт Кейнянен / Эклунд (Keinänen / Eklund) одержал уверенную победу в классе автомобилей с двигателем объемом до 1300 см3, а норвежский экипаж Гельберг / Мартинсен (Gjolberg / Martinsen) занял второе место.
В 1977 году в условиях еще более жесткой конкуренции ŠKODA удалось повторить этот триумф. Пилоты заводской команды готовились к гонке, проезжая по 500 тренировочных километров в день на каждой машине. 22 января 1977 года на старт ралли вышло 198 автомобилей — из них лишь 45 смогли пересечь финишную прямую 28 января. Гонщик Вацлав Блахна и его штурман Любислав Хлявка одержали победу в зачете автомобилей с двигателем объемом до 1300 см3, а второе место занял экипаж Милана Западло и Йи́ржи Мотала. В абсолютном зачете эти два экипажа заняли 13-е и 15-е места соответственно, опередив множество более крупных и мощных автомобилей. Третий экипаж заводской команды ŠKODA, Сватоплук Квайзар (Svatopluk Kvaizar) и Йи́ржи Котек (Jiří Kotek), сошел с дистанции из-за технических неполадок.
Крупнейшим достижением модели ŠKODA 130 RS стало первое место в зачете производителей в европейском Чемпионате по шоссейно-кольцевым гонкам ETCC (European Touring Car Championship) 1981 года — при этом за год до этого бренд ŠKODA располагался на третьем месте. Успешная эра выступлений ŠKODA 130 RS завершилась в 1983 году, когда официальная омологация FIA — которая уже продлевалась к тому времени, — истекла и автомобиль больше не мог принимать участие в гонках.
Дебютировавшая в ралли в 1975 году, в 1970-х и 1980-х модель ŠKODA 130 RS получила прозвище «Восточный Porsche». Купе с длиной кузова около четырех метров весило всего 720 килограммов. Его крыша, капот и обшивка дверей были сделаны из алюминиевого сплава, а крылья и крышка двигателя были изготовлены из стеклопластика. Каркас безопасности, сваренный из стальных труб, надежно защищал гонщика и штурмана.
ŠKODA 130 RS имела заднемоторную компоновку. Ее четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и верхним расположением распределительных валов объемом 1,3 литра развивал мощность до 140 л.с. (103 кВт). В зависимости от передаточных чисел в трансмиссии, автомобиль мог развить максимальную скорость в 220 км/ч. В число инновационных технических решений входили двойные карбюраторы Weber и система смазки с сухим картером. Блок двигателя отливался из алюминиевого сплава.
В этом году команда ŠKODA Motorsport повторила триумф 40-летней давности на ралли Монте-Карло, вписав еще одну страницу в свою историю успеха. Впервые оказавшись за рулем новой ŠKODA Fabia R5, Андреас Миккельсен (Andreas Mikkelsen) и Андерс Джагер (Anders Jæger) выиграли самую известную гонку Чемпионата мира по ралли FIA. Финишировавший следом экипаж Яна Копецки и Павла Дреслера (Jan Kopecký / Pavel Dresler) оформил еще один победный «дубль» для команды ŠKODA на ралли Монте-Карло.